10 сентября 2011 г.

Побирушки шведского стола: почему Стокгольм не признавал "оккупацию"?

28 августа 1991 года министры иностранных дел Швеции и Латвии — Стен Андерсон и Янис Юрканс — подписали в Стокгольме договор о восстановлении дипотношений. Признание Верховным Советом СССР независимости ЛР состоялось только 6 сентября.

Ну а пару недель назад нынешний шведский премьер, Фредрик Рейнфельдт, заявил, что Швеция признает "долг чести" за то, что "игнорировала советскую оккупацию". "Темными днями истории Швеции" глава ее правительства назвал выдачу СССР 146 военнослужащих войск Waffen–SS балтийского происхождения.


Запоздалое "раскаяние" шведов выглядит поистине забавно, тем паче, что в 40–е они, действительно, признали вхождение трех Прибалтийских республик в состав СССР. В учебниках истории и географии названия Латвии, Литвы и Эстонии не употреблялись, шведы с удовольствием получили по специальному договору компенсацию за национализированную в этих странах собственность своих физ.–юр. Лиц.

Особенно теплого уровня достигли отношения между Королевством Швеция и ЛССР в 70–е годы, когда у власти был социал–демократический премьер Улоф Пальме, по части своей родословной балтийский немец, неоднократно гостивший до войны в поместье родственников в Видземе. К примеру — в 1974 году генеральный консул Швеции в Ленинграде Ханс Анден сопровождается в поездке по республике советником МИД ЛССР Юрисом Боярсом. Его преемник Эммануэль Росс дважды посещает Латвию (снова в компании Ю.Боярса) — ему показывают новейший порт в Вентспилсе, Рижский молочный комбинат, Саласпилсский мемориал… Изучавшая отчеты дипломата историк Аргита Даудзе в крайне интересной книге "Латвия в политике Швеции" свидетельствовала: "Генеральный консул также отметил, что большая часть собеседников использовала латышский язык…"

В том же 1979 году в Ригу прибывает делегация Шведского экспортного совета из 35 человек, представляющих 25 фирм. И опять Ю.Боярс сопутствует скандинавам. Были визиты и повыше уровнем — к примеру, 6–7 мая Ригу посетил государственный секретарь (замминистра) иностранных дел Лейфланд. "Разрядка" 70–х шла на самых разных уровнях — в сентябре 1974–го в Рижский порт вошел шведский военный корабль Delos, а в 1976 году на этапе Кубка Дэвиса в Юрмале играл знаменитый Бьорн Борг.

Если же возвращаться к шведскому "чувству вины", то оно во многом было пропущено через советскую призму. Вот в 1968 году писатель Улов Энквист сочиняет роман "Легионеры", про тех самых, депортированных в 1946 году. Материалы же — спокойненько — едет собирать в Ригу и Юрмалу. С ним работают советский латышский дипломат Николай Нейланд и бывший легионер Олаф Стумбрис, в своем произведении автор использует материалы архивов КГБ. Результат ошеломляющий — "Легионеры" получают приз Совета Северных стран, книгу экранизируют и переводят на ряд языков. За кадром остается награждение участников активного мероприятия в доме на углу ул. Ленина и Энгельса…

Неоднократно гостил в Латвии и директор Департамента международных отношений Министерства образования Швеции Илмар Бекер. Его сообщения о посещениях родственников в Латвии направлялись как конфиденциальные даже в Штаб сил обороны и посольство Швеции в Вашингтоне! Так вот, Бекер восхищался высоким уровнем поэзии Латвии, особенно Имантса Зиедониса. На шведском канале TV2 в 1978 cделали фильм о поэте. Отмечал гость пьесу Паулса Путниньша и Андрейса Дрипе, восхищался уровнем Праздников Песни, музыкой Имантса Калниньша… А.Даудзе свидетельствует в своем исследовании: "И.Бекер узнал, что в формировании культурных связей важную роль играют общества дружбы, в распоряжении которых имеются большие денежные средства в рублях и членами которых являются многие деятели культуры, политики и целые колхозы, что, в сравнении с обществами Швеции, в Советском Союзе общества дружбы намного значительней". Вот тебе и "закрытая" страна!

… Все это время под ногами у позитивного сотрудничества Стокгольма и Риги путались эмигранты. Их было совсем немного — зато статусные. К примеру, функционер довоенных социал–демократов, а впоследствии комиссар Красной Армии Бруно Калниньш был лидером Социнтерна, а Лайла Фрейвалдс стала министром юстиции. Работал в Швеции целый ряд латышских организаций и газет, поднимавших кампании "черного пиара" против советских дипломатов — уже упоминавшегося Николая Нейланда, Альберта Лиепы, Дайниса Зелмениса, Ивара Кезберса. Наивысшим "достижением" они могли считать срыв визита в Швецию Хрущева — его перенесли с 1959–го на 1963 год.

Но, тем не менее, даже 8 ноября 1989 года, выступая на пресс–конференции в Таллине в ходе первого визита министра иностранных дел Швеции в республики Прибалтики, Стен Андерсон ОТРИЦАТЕЛЬНО ответил на вопрос о том — была ли оккупация в 1940 году? Что тут началось! "Ударом ножа в спину" обозвал позицию министра в газете Svenska Dagbladet эмигрантский историк Улдис Германис. Он объяснил ее "страхом перед русскими". Это в разгар "перестройки"–то…

Понятно, что официальный Стокгольм поступил в августе 1991 года так же конъюнктурно, как и летом 1940. Осмотревшись и осознав, что безопасности Швеции более ничего не угрожает, шведы приняли решение расширить свою сферу влияния. Ибо, будем называть вещи своими именами, в 90–е годы именно шведские инвестиции в латвийскую экономику были доминирующими. Скупка наиболее ликвидных предприятий — от авиакомпании до табачной монополии, сопровождалась помощью по военной линии.

Ну а теперь, понятное дело, нужно немножко посыпать голову пеплом. Чтобы меньше волновалось население полуколонии на южном берегу Балтийского моря, "выставленное на бабки" шведскими банкирами. И самим тоже психотерапия не помешает — ведь если свести ошибки времен "холодной войны" к непризнанию "оккупации", то тогда можно будет забыть о таких "мелочах", как совместный заброс в Латвию парашютистов–диверсантов разведками Великобритании и Швеции в 50–е годы или военное планирование операций против СССР вместе с США. Что, прямо скажем, никак не укладывается в доктрину "нейтралитета".

Хотя… В первую половину сороковых Швеция ведь тоже отправляла в Третий рейх конвои железной руды (через свои территориальные воды и с собственным охранением), и пропускали эшелоны с немецкими вояками, оккупировавшими советский Север. Львы с герба Шведского королевства всегда охотно виляли хвостом перед сильным хозяином.

pribaltnews.ru

Мнимый нейтралитет Швеции

Новое о связях основателя ИКЕА с нацистами

Нейтральная Швеция выделила самолеты для бомбёжки Ливии
5 5 59164 5